Что?! Собственные ограничения могут стать опорой?!

Ограниченность. Казалось бы, что хорошего вообще это понятие может содержать? В качестве ассоциаций к нему возникают самые неприятные образы: калека, тюрьма, смирительная рубашка, невозможность, отсутствие. Ограниченность – это что-то о лишениях, она отнимает, не позволяет и делает недостижимым. Расстраивает, злит, пугает. Ее не хочется видеть, с ней не хочется сталкиваться. Хочется верить, что никакой ограниченности нет, возможно все – стоит только захотеть и приложить усилия для этого.

Я не знаю, возможно ли все. С некоторыми оговорками и разным объемом вложений ресурсов – что ж, может быть. Ниже мы обсудим и это тоже. Но больше всего хочется поделиться неожиданным: ограниченность может быть опорой. Она не только отнимает, но и дает. Не только лишает, но и позволяет присвоить.

Дуальность, двойственность

Физический мир – дуален. Без дуальности не было бы возможно восприятие: для него должно быть то, что воспринимается и тот, кто воспринимает. Касающийся и касаемое. Смотрящий и видимое. Ухо и звук. Дуальность распространяется на все: есть день и ночь, свет и тень, мужское и женское, белое и черное. И также дуальность означает, что у всего есть границы. Это то место, где происходит соприкосновение и рождается восприятие и взаимодействие. Где заканчивается одно и начинается другое.  Там, где заканчивается свет, начинается тень. Прекращается холод – начинается тепло. У тела есть свои границы, обозначенные кожей. У жизни есть свои границы: рождение и смерть. Без границ невозможно ничто в этом дуальном мире: мы даже супа поесть не сможем, если он не будет ограничен тарелкой, в которую налит (или кастрюлей, или любым другим сосудом). У психики тоже есть границы: она возникает с зачатием и заканчивается со смертью. То, что она включает – наши желания и чувства, мысли – не бесконечны; то же касается умений, знаний и навыков: они могут быть невероятно разнообразны – и все же ограничены. Наши возможности ограничены физическими особенностями: у каждого человека есть предел веса, который он может поднять, предел времени, в течение которого он может бодрствовать, предел сил, которые он может прикладывать для выполнения определенной деятельности.

Осознание этого может сопровождаться сложными чувствами. Например, растерянностью, разочарованием, грустью, даже обидой (на себя, родителей, мир, Бога). Это – естественная реакция, и самый ранний возраст, когда подобное может произойти – 3 года. Ребенок сначала обнаруживает с удивлением, что родители – не всемогущи, а затем – что и он сам тоже. Нередко это происходит позже, у кого-то – много позже, часто – в процессе личной психотерапии. Расставаться с иллюзией собственной неограниченности, всемогущества – действительно сложно, и в этом может быть нужна помощь.

Возможности, которые дарит ограниченность

Зная свои ограничения, человек может опираться на них и отталкиваться от них. Ок, если я не могу или с трудом могу долго концентрироваться на одной деятельности – вероятно, я могу легко переключаться между разными. Как это использовать, где применить? Если у меня близорукость – вероятно, другой канал восприятия (слух или осязание) развит лучше. Что это может мне дать?
Что становится возможным после осознания, что во мне что-то есть, а чего-то – нет, что я что-то могу, а другое мне недоступно?

Во-первых, интерес к исследованию того, где я есть, кто я есть, какой я. Если у меня есть рамки и что-то остается за их пределами, то что же, интересно – внутри них? Какие качества, особенности, умения? Что у меня хорошо получается, какие есть склонности и таланты? А они точно есть, у каждого – так много и разнообразно, что можно исследовать всю жизнь. Каждый человек – неповторимая индивидуальность, яркая и уникальная. И, чаще всего, нераскрытая. Чем больше вы знаете о себе, своих способностях и возможностях, тем больше вы можете реализовать свой потенциал, а это дает и удовольствие, и ощущение счастья, и бОльшую полноту жизни. Итак, погоревав над собственной ограниченностью – а это важный этап, о котором я напишу ниже в разделе Практика – можно приняться за ее исследование. Каков мой темперамент? Мой личный темп? Моя физическая сила? Что мне нравится? Каковы мои желания? Внутренние ресурсы? Естественные склонности?

Во-вторых, появляется возможность расшириться в своих зонах роста. Пока мы отрицаем, что у нас что-то не получается, мы не можем в этом развиваться. но чтоит признать: готовлю я все-таки плохо – как становится понятно, в каком направлении действовать, чтобы это изменить. Можно пойти на кулинарные курсы, попросить помощи того, кто готовит вкусно, попробовать четко следовать проверенным рецептам.

В-третьих, знание о том, в чем конкретно ограничены вы, даст возможность легче справляться с тем, что вам сложно. У каждого есть то, что ему дается с трудом, что требует больших или меньших усилий. Если я знаю, что у меня что-то получается не очень хорошо, мне это делать сложно, я могу как-то помочь себе в этом, чтобы сохранить собственные ресурсы. Ведь, когда мы занимаемся чем-то нам не свойственным, у нас уходит больше времени и сил. Если человек о себе знает, что это за виды деятельностей, у него 2 пути. Первый: ругать себя, осуждать, критиковать, что плохо получается – и еще больше лишать себя сил таким образом. Никому никогда не помогают нападки на себя. И второй путь: признать, что действительно некоторые виды деятельности могут даваться вам с трудом, посочувствовать себе в этом и поддержать себя. Можете ли вы избежать этой деятельности? Делегировать ее тому, у кого естественным образом она получается лучше? Если да – сделайте это и посмотрите, сколько сил и времени у вас освободится и сколько спокойствия это принесет. Если нет, подумайте: как вы можете поддержать себя в этом, облегчить этот процесс для себя? Приведу свой личный пример.

Как я научилась мыть посуду с кайфом

Несколько лет назад мне пришлось признать, что я терпеть не могу мыть посуду, что мне это сложно дается. Пришлось – потому что я осталась без посудомойки и возможности ее разместить в новом пространстве жилья. Тогда я стала думать, как помочь себе в том, чтобы справляться с этой деятельностью. Могу ли я ее избежать совсем или делегировать? У меня не было такой возможности. Могу ли я развить этот навык, чтобы он давался мне проще? Нет, там нечего развивать. Что я могу? Сократить количество раз, когда я занимаюсь мытьем посуды, потому что каждый раз мне сложно начать. Мыть посуду трижды в день – страдание для меня. И я стала делать это раз в 3 дня. Спокойно накапливать посуду в раковине и заниматься ей, только когда это становится необходимостью. Стало ли мне легче от этого? Да! Что помогло мне в этом? Признание, что есть что-то, что мне дается сложно, что я имею право не справляться одной левой абсолютно со всем в жизни – и делать то, что мне подходит, чтобы облегчить себе подобные сложности. Такой подход может помочь освободиться от чувства вины, что вы делаете что-то недостаточно быстро, хорошо или часто. Далее я подумала: как я могу облегчить сам процесс? И я стала слушать любимую музыку параллельно с мытьем посуды. Знаете, это была бомбическая идея! В чем идея? В том, чтобы добавить к неприятной или сложной деятельности что-то легкое и приятное, объединить это…и сместить фокус на то, что нравится. Итак, руки моют посуду, но большая часть моего внимания – на музыке. И вуаля – я кайфую.
Остается ли все еще мытье посуды для меня не самым приятным и радостным событием в жизни? Безусловно. И все же этот процесс упростился настолько, насколько это было возможно в текущих условиях, и стал забирать у меня минимальное количество ресурсов, а настроение после этого не падает, как раньше – наоборот, улучшается от приятной энергичной музыки.

Познать свои границы: практика

Если мне удалось вдохновить вас на исследование собственных ограничений – это очень радостно! Предлагаю такой алгоритм, описанный ниже.

Задания

  1. Побыть с идеей собственной ограниченности. Да, ограничения у вас есть – как и у каждого, абсолютно каждого человека! Что вы чувствуете по этому поводу? Обиду, страх, растерянность, разочарование? Грусть, боль, досаду? Позвольте себе побыть с этими чувствами. Всегда сложно расставаться с надеждами. Надежда, что вы можете абсолютно все – не исключение.
  2. Исследовать свои ограничения. Когда вы более менее сжились со знанием о своей ограниченности, интересно начать обнаруживать, что для вас доступно, а что – нет (или доступно с трудом и чрезмерными усилиями). Подумайте о том, что вам сложно дается. Понаблюдайте за собой. Что скорее отнимает у вас силы, чем дает? Какие перспективы вызывают прокрастинацию? После какой деятельности вы чувствуете себя особенно уставшими? Портится настроение? Что вам особенно сложно начинать и хочется откладывать? В чем, вы чувствуете, вам требуется помощь? 
    Выберите для начала 3 аспекта. Возможно, вам трудно взаимодействовать с людьми. Или заниматься однообразной деятельностью. Или начинать что-то новое. Или писать отчеты. Это может быть что угодно. Запишите эти аспекты по пунктам и максимально детализируйте каждый: например, с какими именно людьми вам сложно взаимодействовать, зависит ли это от вашего состояния, времени суток, места, количества людей?
    Еще 1 вариант обнаруживать то, что для вас сложно – это исследовать континуумы: если вы обнаружили, что одна полярность у вас есть, развита, сильна – вторая, возможно, проявлена мало. Вы усидчивы? А насколько просто вам часто менять локации?
  3. Проживаем чувства. Когда вы обнаружите, что именно вам дается сложно, снова могут нахлынуть чувства. Возможно, вы всегда думали, что у вас получается что-то, но присмотревшись, поняли: вообще-то нет. Или вы обнаружили свою ограниченность в чем-то, что является ценным для вас или общества. Например, вам сложно выступать на публике, а вообще-то пригодилось бы это умение. Вы видите, как много он дает тем, у кого хорошо получается ораторствовать.
    Итак, что вы чувствуете, открыв эти конкретные ограничения? Возможно, вы расстроены. Или разочарованы в себе. Может, вы обижены, что родители не научили вас делать это. Или испытываете отчаяние. Или чувствуете себя виноватым, что у вас это не получается или получается недостаточно хорошо. А может, вам неловко или стыдно, что вы – такой. Позвольте себе эти чувства, побудьте с ними. Проживание чувств, пожалуй, – самая сложная часть. Дальше будет легче. Поэтому здесь дайте себе время. Абсолютно все чувства – нормальны и естественны для любого человека. Мы их не можем выбирать. Зато можем увидеть, прожить и наблюдать, как они заканчиваются – вместо того, чтобы убегать от них, прятать их от себя, подавлять – и тратить на это энергию, которую можно направить в более продуктивное русло.
  4. Высвобождаем и направляем силы. Очень вероятно, что после всех тяжелых чувств вы ощутите раздражение, злость или даже гнев. Отлично! Это – свидетельство того, что энергия высвободилась. Агрессия = энергия, чистая сила. Она помогает нам достигать желаемого, справляться со сложным, выходить за рамки. Когда агрессия заблокирована, не позволяется, сил – тоже недостаточно и обязательно на что-то не хватает. Позлитесь на то, что у вас не получается, на то, что вам не дается. Освободите эту силу, почувствуйте ее.
    А затем решите, куда ее направить: на то, чтобы развить этот недостающий навык/часть себя, или обнаружить его противоположность, которая дается вам легче, или придумать варианты самопомощи для этой ситуации? А может, вы хотите вообще отказаться от идеи заниматься тем, что лежит за пределами ваших возможностей на данный момент и направить энергию на поиск чего-то совсем иного? Подумайте: чего хотите именно вы. Здесь нет единого правильного варианта для всех, более того, с каждым обнаруженным аспектом вы можете поступить по-разному, в зависимости от собственных желаний и обстоятельств. Я выбрала помочь себе с мытьем посуды – и отказалась учиться запоминать даты. Оставила попытки научиться печь – мне так это и не далось. И вместо этого приложила усилия и использовала фантазию, чтобы разработать линейку сыроедных десертов – это у меня получилось намного лучше. Здесь только вы сами можете сделать осознанный выбор: насколько это вам нужно, хотите ли вы это уметь, будут ли стоить результаты вложений, возможно ли в принципе для вас обрести то, чего сейчас нет. Если да – стоит вкладываться в развитие навыка или помощь себе с реализацией того, что сложно.
  5. Обрести спокойствие в своем выборе. Если вы выбрали путь развития или самопомощи – запаситесь терпением, будьте к себе лояльны. На расширение всегда требуется время и, чем больше вы его себе дадите, тем мягче оно пройдет. Дайте себе это время. Попробуйте получить удовольствие от результата. Позвольте себе ошибаться. Хвалите себя за маленькие успехи и достижения на пути. Каждый шаг, сделанный в выбранном вами направлении достоин уважения и признания. Кроме того, никто не мешает вам однажды осознать, что все-таки это – не ваше, и не идти дальше. Успокоиться в этом знании: мне это не дается, это не мое, я не буду тратиться на это – лучше займусь чем-то более интересным, близким, естественным для меня, приятным, результативным, мотивирующим.

Удачи вам и смелости идти в свои ограничения! Это – непростой путь, независимо от того, удастся ли вам реализовать желанное, научиться новому, понять, как делать сложное, оставаясь в ресурсе, или вы обнаружите, что хотите чего-то совсем другого, позволите себе чего-то не уметь – и направите себя в другое. Если вы дочитали эту статью до конца, вы уже сделали несколько шагов по этому пути.

Если вам нужно сопровождение в исследовании собственных возможностей и ограничений – добро пожаловать на личную встречу со мной.

© Angelique Marie

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *