Осмысление пранаямы в контексте 8 ступеней йоги

Йога, как она описывается в Йога сутрах Патанджали, – это система из 8 ступеней (или компонентов). Пранаяма – практика управления дыханием – является 4 ступенью.

Вот все компоненты:

1. Яма – универсальные моральные заповеди, контроль над своими действиями.
2. Нияма – духовные принципы, контроль над своими желаниями.
3. Асана – положение тела.
4. Пранаяма – дыхательная практика.
5. Пратьяхара – отвлечение органов чувств от внешних стимулов.
6. Дхарана – направление ума на конкретный объект.
7. Дхьяна – непрерывное познавание одного объекта, удержание сосредоточения.
8. Самадхи – полная интеграция с объектом, познание Изначальной природы, прозрение.

Патанджали в Йога сутрах – одном из самых древних и значимых трудов о йоге – пишет, что соблюдение порядка постижения этих ступеней совершенно необязательно, каждая их них влияет на остальные и нет определенного маршрута, есть лишь цель – научиться “направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь”. А 8 ступеней йоги – это средства достижения этой цели.

Что такое пранаяма?

В Йога сутрах дается такое определение пранаямы: “Сдерживание естественного течения или ритма вдоха и выдоха в устойчивой позиции после полного преодоления телесного беспокойства и сокращение движения дыхания с помощью особых приемов, для того чтобы достичь способности распространения протяженности праны, которая появляется посредством дыхания, и выйти за пределы тела, – эта наука называется пранаямой”. То есть пранаяма – это практика контроля дыхания с целью осознания собственной неограниченности физическими пределами.

Разберемся, что такое прана:
– это энергия, благодаря которой существуют все жизненные формы во Вселенной,
– она “служит вместилищем для сознания”,
– она “проявляется посредством дыхания”.

В двух словах, прана – это сила жизни. Выполняя пранаяму, мы способны наполниться этой силой.

Каковы компоненты пранаямы?

Это вдох, выдох и задержка дыхания. А также – управление этими процессами. Задержка дыхания имеет название кумбхака и во многих источниках одной из задач пранаям указывается увеличение времени задержки дыхания. В некоторых пранаямах задержки дыхания нет – и начинающему практику лучше осваивать именно их: они проще, безопаснее и имеют меньше требований к физическому телу.

Почему асана в этой 8-ступенчатой системе находится перед пранаямой?

Хотя, по Патанджали, порядок ступеней значения не имеет, я позволю себе такое мнение по этому поводу: для того, чтобы управлять дыханием – даже просто чувствовать свое дыхание – нужно сначала хоть в какой-то степени научиться чувствовать тело и управлять им. В Йога сутрах сказано: “Выполняя асаны, мы начинаем понимать, как ведет себя дыхание”. Кроме того, в результате практики асан тело обретает силу, тренированность, объем легких увеличивается, а значит, и пранаямы будут даваться легче. Итак, для начала, а впоследствии – прогресса практики пранаям необходимо
– распознавание и наблюдение за ощущениями в теле и его реакциями на различные положения и движения,
– освобождение от болезней и укрепление тела.

Чаще всего человек не приучен концентрироваться на телесных ощущениях и осознавать, что происходит в теле. Йога учит этому, и, в частности, для этого существуют асаны – различные положения тела. В асанах мы учимся чувствовать свое тело, мы укрепляем его и снимаем блоки, напряжение, обретаем силу. Физическое тело должно быть готово к беспрепятственному прохождению больших объемов энергии, появлению которых способствуют пранаямы.

Важный момент: все написанное выше не значит, что к дыхательным практикам нужно преступать не раньше, чем будет освоено какое-то определенное количество асан или появится высокий уровень чувствования своего тела. Пранаямы нужно начинать делать параллельно с асанами или очень вскоре после начала практики асан, но поначалу можно уделять им меньше внимания, а впоследствии – больше. Не ждать и не требовать от себя невозможного – того, что пока не позволяет ни тело, ни степень концентрации внимания (например, кумбхаку или полное йоговское дыхание на протяжении всей практики асан).

Думаю, мое мнение о том, почему асана находится на 4 ступени в системе йоги, а пранаяма – на 5, понятно. Теперь логично рассмотреть другой вопрос.

Почему в системе йоги пранаяма предшествует пратьяхаре и дхаране?

В Йога сутрах после описания понятия и действия пранаям указывается, что “Регулярное выполнение упражнений пранаямы уменьшает помехи, затемняющие ясное восприятие. Разум теперь подготовлен к процессу направления на выбранную цель”. Направление на выбранную цель – это дхарана, медитация. Но чтобы медитация – 6 ступень – стала возможной, необходимо сначала отвлечь, перевести внимание от внешних стимулов, воспринимаемых нашими органами чувств, а это называется пратьяхара – 5 ступень йоги. Пратьяхара – отвлечение чувств от объектов, на которые они обычно направлены: визуальных, аудиальных, кинестетических. Перевод внимания на дыхание как нельзя лучше способствует этому. Мы, прежде всего, учимся переключать внимание с того, что происходит вовне, на то, что происходит внутри. В другом древнем тексте – Хатха Йога Прадипике – говорится: “Пранаяма должна выполняться с концентрацией ума”. То есть мы учимся концентрации ума, когда выполняем асаны, затем – во время пранаям, и тогда пратьяхара и дхарана даются нам легче.

И есть еще 1 момент, упоминаемый в Йога сутрах и касающийся пранаям – им я хотела бы закончить пока эту тему.

Превращение праны в апану и апаны в прану

Йога сутры: “Йог в совершенном состоянии практикует первое упражнение в сдерживании естественного течения дыхания, то есть праны и апаны, и превращении праны в апану и апаны в прану для возвышения над их потоками, чтобы освободить сознание от материальных пут. Сознание йога выходит за физические пределы и начинает упрочиваться в непроявленном. Сознание йога, который проходит полный курс пранаямы, развивается и достигает преддверия самадхи…он начинает познавать тайну жизни и смерти”. Самадхи – это постижение Изначального с совершенной сосредоточенностью ума (минуя восприятие всех форм). И далее: “Йог, достигший совершенства в пранаяме, обретает прямое видение того, кто создает все сущее, кто запределен сферам внутреннего и внешнего содержания, кто есть источник целого мира”.

С.Шивананда пишет, что ”главная задача пранаямы в том, чтобы объединить прану с апаной и медленно поднимать объединенную прану-апану вверх, к голове. Результатом или плодом занятий пранаямой становится пробуждение кундалини”. А кундалини – это духовная энергия, пробуждение которой ведет к достижению высшего состояния сознания – самадхи.

© Angelique Marie