О воспитании детей

Ситуация 1

В самолёте на Гоа передо мной летели бабушка с внучкой. Всю дорогу слышалось: “Туда не ходи. Это не трогай. Ням-ням – рано. Иди сюда. Так не делай. Тихо. Вон на тебя уже смотрят”.

После этого перелета вопросы о том, почему люди не слышат и не любят себя, не знают своих истинных желаний, для меня закрылись.

“Кроха сын к отцу пришёл, и спросила кроха: 
Что такое хорошо и что такое плохо?”
Нет такого. Дети не рождаются с оценочным суждением, нет такой встроенной программы – это только научение. Родители начинают – социум подхватывает, поддерживает, наседает. Реклама рассказывает нам о том, “что хорошо”, новости – о том, “что плохо”.

И что мы делаем? Всю жизнь пытаемся подстроиться и заслужить одобрение? Получить хорошую оценку, лайк, восхищение…внимание в любом виде, чтобы хоть ненадолго почувствовать себя “хорошим”, достойным, не последним? А кончается всё априори невыполнимым и потому вызывающим неудовлетворенность желанием – нравиться всем?

А как насчёт того, что каждый – достоен всего и совершенен уже потому, что уникален? Как мы вычисляем “первого” и “последнего”, где берём эти универсальные мерила? В разных культурах, у разных поколений и даже полов они – разные. Уже одно это должно говорить о том, что любое прокрустово ложе – субъективно и создано исключительно для Прокруста.

Ты – неповторим, представляешь?! Во всей Вселенной нет такого, как ты! Другим даже НЕЧЕМ измерить твой внутренний мир.

Ты свободен проявляться любым образом.

Ситуация 2

Из услышанного на пляже:
1. Ешь, я не хочу видеть твои голодные обмороки (девочке лет 6 – расстроилась)
2. Не лезь! Ни в коем случае нельзя такое делать! (мужчине лет 65 – в испуге отпрянул).

Это не призыв не ограничивать своих детей. Воспитывайте, как считаете нужным. Это попытка увидеть, как наши внутренние ограничения закладываются в самом нежном возрасте – когда мы начинаем исследовать мир с интересом, любопытством и полной открытостью. Дети приходят в мир, как чистый лист, как инопланетяне: не зная ничего ни о чем и стремясь всё познать. И что же есть жизнь, если не познание нового, изучение себя и того, что окружает? Этот процесс – невероятно радостный, интересный и не предполагает рутины. Он – живой!

Постоянно натыкаясь на запреты, мы создаем себе колею, в которой живём. Работа, семья, ведение быта – правильно и безопасно. Не хочешь работать и замуж, хочешь путешествовать одна – что-то не то с твоей головой.

Так естественная детская мотивация жить, чтобы исследовать и кайфовать, сменяется другой – страхом. Не работаешь – будешь голодать, не женишься – будешь один, спонтанные поступки – небезопасны и т.д.

Как много людей вы знаете, которые живут потому, что им интересно? У которых мотивация – внутри, и идёт она не из эго, которое жаждет подтверждения собственной значимости. И как многие воспитывают детей, потому что это – их обязанность, как родителей; работают потому, что надо на что-то жить; живут там, где безопасно и предсказуемо?

Очень часто нами движет страх, который мы даже не осознаем. Страх, который начинают закладывать в наши головы с детства. И он сковывает нас, создаёт блоки в теле, на даёт свободно дышать. Мы – узники страхов, которые существуют только в нашем уме.

Чтобы ты мог позволить людям – в том числе, детям – делать то, что они хотят, тебе сначала нужно научиться позволять это себе. А детям с этим проще: они хотя бы знают – чувствуют – чего хотят… До тех пор, пока взрослые своими ограничениями, рамками, нормами не заставляют их об этом забыть и разучиться чувствовать.

Это не обращение к родителю, а обращение к твоему внутреннему ребёнку. Он-то чего хочет там, внутри..?

© Angelique Marie ⠀