Медитации в разных учениях

Я создала описание нескольких видов медитаций, практикуемых в разных конфессиях. Каждая из них ведет, прежде всего, к успокоению ума, ощущению внутренней гармонии и тишины, улучшению способности к концентрации. Также любая из этих медитаций благоприятно воздействует на физическое и энергетическое тела, а также на психическое здоровье. Об остальных результатах, уникальных для каждой практики, читайте в конце описания каждой медитации.
Обязательное условие для медитации – сидение с прямой спиной: от копчика до макушки должна быть прямая линия и неподвижность. Движения тела меняют ритм сердца и дыхания, а это приводит к отвлечению.
В начале практики сложно концентрировать ум на чем-то. Внимание будет отвлекаться на мысли, звуки, ощущения и т.д. Продолжайте практиковать. Замечая, как ум отвлекается, просто возвращайтесь к медитации.

Положение тела при практике созерцания должно быть «стхирам-сукхам» — устойчивым и удобным, ум не должен блуждать вовне (пратьяхара), внимание должно быть собрано (дхарана) и устойчиво обращено на объект постижения (дхьяна), до того устойчиво, чтобы восприятие погружалось в глубину сущностных смыслов исследуемых явлений (самадхи), приводя к тотальности их осознавания (самьяма). Все это — одновременно всегда вообще.
Андрей Сидерский

Буддизм

  1. Медитация Анапанасати – осознанное созерцание процесса дыхания. В этой медитации дыхание воспринимается как посредник между телом и умом. Это одна из самых простых медитаций, с которой медитирующий может начать свою практику.
    Принимаем неподвижное сидячее положение с прямой спиной (предпочтительно – падмасана, поза лотоса) и концентрируем все внимание на процессе дыхания, а именно, на точке соприкосновения воздуха с телом – ноздрях. Поначалу, чтобы облегчить процесс концентрации, можно проговаривать “Я вдыхаю и сосредотачиваю мой ум. Я выдыхаю и сосредотачиваю мой ум” или считать вдохи и выдохи. Поскольку это не пранаяма (дыхательная практика), никаких манипуляций с дыханием делать не нужно. Дыхание не контролируется, не изменяется, а просто наблюдается.
    Анапанасати используется в практике медитации випассаны (смотри описание дальше) как подготовительный этап.
    Результат: Обострение внимания. Устранение напряжения в теле. Умение контролировать свои мысли. Достижение состояния созерцания.

2. Дхъяна – отвлечение внимания от информации, поступающей от органов чувств, «собирание рассеянной мысли», «обращение мысли на себя».
Стадии:
1) Сосредоточение на объекте и уничтожение внутренних привязанностей, отвлекающих от сосредоточения (эмоциональное влечение или неприязнь к объекту, сомнения в практике, повышенная или пониженная активность). Результат – саморазворачивание объекта в сознании, ощущение радости, восторга.
2) Исчезновение объекта в сознании. Восторг и радость сохраняются. Исчезает привязанность к моделям мышления.
3) Концентрация трансформируется в «уравновешенность и внимательность». Исчезает восторг, «выцветая» в радость.
4) “Законченное совершенство умиротворения и осознавания” – освобождение от страданий и удовольствий, пробуждение. Возможно обретение сверхспособностей.
5) Стадия бесконечного пространства. Начиная с этой стадии, происходит углубление концентрации сознания и «утрата за ненадобностью его различающей способности» по причине уменьшения числа объектов для различения.
6) Стадия бесконечности восприятия или бесконечного сознания.
7) Стадия абсолютного ничто – «осознание того, что в созерцаемом мире ничего нет».
8) Стадия прекращения сознания и ощущения.

Результат: упразднение разделения на субъект и объект; растворение всего индивидуального, личного в сознании; обретение сознанием всеобъемлющей универсальности.

3. Медитация Пхова
В буддизме путь, через который сознание покидает тело живого существа, определяет место его следующего рождения. Главная цель практики пхова состоит в подготовке к переносу сознания в момент смерти в один из высших миров.
Виды медитации Пхова:
– Отсутствие концепции “себя”, как кого-то, кто куда-то переносится, и места, в которое это “я” переносится.
– Визуализация и манифестация себя как божества.
– Сохранение концепции себя как путешественника, направляющегося в Чистую Землю. Визуализируя слог-семя, практикующий выстреливает его по своему центральному каналу (Сушумне) вверх.
– Визуализация своего гуру у себя на темени.
– Вызывание видений во сне.
Японские ученые зарегистрировали физиологические изменения нервной системы, метаболизма и системы акупунктурных меридианов у практикующих данный вид медитации. Происходит стимуляция гипоталамуса.
Как понять, что медитация проходит успешно? По ощущению зуда и появлению прозрачной жидкости на макушке, набуханию или размягчению тканей вокруг области родничка. Источники утверждают, что самым надёжным признаком успеха является появление на макушке головы (в черепе) маленького отверстия, в которое традиционно вставляется кончик травинки куша для проверки того, насколько успешной была практика. Правда, проверить это возможно только после смерти практикующего.

Результат: наиболее желательный – покинуть тело через родничок на макушке головы, что обеспечивает его слияние с умом мудрости Будды, выход за пределы Сансары и перерождение в Обители блаженства – Чистой Земле Будды. Кроме того, пхова способствует исцелению от болезней и помогает проходить через смерть без страха.

Дзен

Медитация Дзадзен
Положение тела: падмасана (лотос), ардха падмасана (полулотос), сукхасана (удобная поза). Глаза прикрыты, но не закрыты полностью, чтобы не дремать, и не открыты, чтобы не отвлекаться на визуальные стимулы. Ладони – в мудре на уровне низа живота (у центра жизненной энергии): левая рука снизу, правая – сверху, обе – ладонями вверх. Фаланги средних пальцев соединены, большие пальцы соприкасаются.
Спокойно воспринимаем появляющиеся мысли, не пытаясь от них освободиться, не оценивая их. Направляя на них внимание, медитирующий только порождает новую мыслительную деятельность. Мысли приходят и уходят, как облака на небе. Если не обращать на них внимания, рано или поздно ум очистится от них и останется тишина.
В Дзен есть аналогия между умом и стаканом с мутной водой: если не трогать стакан, муть осядет и вода станет чистой.
Первое время можно читать мантру, следить за дыханием или сосредоточить внимание на биении пульса в области живота (где расположены ладони). Пока ум занят этим, обращаем внимание на то, что происходит осознание того, что делает ум, наблюдение за ним. И спрашиваем себя: Кто следит, если мой ум занят? Кто я?

Результат (из книги Практика Дзен Сэкида Кацуки): “…в практике дзадзэн мы достигаем самадхи. В этом состоянии деятельность сознания оказывается остановленной и мы перестаем осознавать время, пространство, причинность. Проявляющаяся таким образом форма существования может на первый взгляд показаться не более чем просто бытием. Но если вы действительно достигните этого состояния, вы обнаружите, как оно замечательно. В наивысшем всеобщем отрицании, когда отрицать уже больше нечего, мы достигаем сферы, где господствует абсолютное безмолвие и тишина, где все залито чистым и безмятежным светом.”

Аштанга йога

  1. Дхарана – концентрация внимания на объекте без отвлечения от него. Шестая из 8 ступеней Аштанга йоги. В йога сутрах говорится: “Концентрация (дхарана) есть привязывание ума к одному местоположению”. В Махабхарате описывается, как учитель Дрона учил пандавов стрельбе из лука. Он спрашивал каждого из братьев, что они видят во время стрельбы. Арджуна ответил, что видит только глаз птицы (в который целится) – и ничего больше. Это и есть дхарана.
    Для медитации может использоваться любой объект внешнего, материального мира (свеча, чакра, любой образ или символ, звук и т.д.) или психического, внутреннего (слово, мысль, мантра). Для начала можно добавить джапа медитацию – проговаривание мантры. Концентрация на 2 объектах одновременно обычно дается проще, не давая уму отвлекаться.
    Когда перерывы в концентрации на объекте исчезают, дхарана становится дхъяной (смотри ниже).
    Результат: Достижение состояния созерцания.

2. Дхъяна – непрерывная сосредоточенность сознания на объекте вплоть до слияния с ним. Когда в дхаране (сосредоточении ума на одном объекте) исчезают перерывы, концентрация становится постоянной – она превращается в дхъяну. Кроме того, в этом методе важно осознание самого процесса медитации.
Поначалу объект может быть любым, в прогрессивной же практике выполняется сосредоточение на пустоту, ничто – и медитация практикуется постоянно, независимо от места и условий пребывания медитирующего.

Результат: устранение рассеянности сознания и эмоциональной окрашенности восприятия мира, приводящее к ясности сознания. Освобождение от вовлеченности. Полная остановка любой психической активности (на некоторое время). Самадхи (прозрение).

Индуизм

Джапа медитация – это, по сути, молитва, поскольку предполагает повторение мантр, которые являются обращением к богам и часто предполагают упоминание имен богов. Этот вид медитации используется не только в индуизме, а также в тибетском буддизме. Все мысли сводятся к одной – выбранной мантре. Концентрироваться нужно на вибрации звука. В Шри Шикшаштаки упоминаются 4 качества, которыми необходимо наполниться во время практики: смирение, терпение, отсутствие гордости и уважение ко всем живым существам.
Можно использовать четки: механическое перебирание бусин помогает расслабиться и сконцентрироваться – тело фиксируется на ощущениях от прикосновения к бусинам. Это делает погружение в медитацию более глубоким. Мантру можно читать про себя или вслух.

Результат: помимо успокоения ума, ощущения внутренней гармонии и тишины, улучшения способности к концентрации, к которым ведет любая практика медитации, результат джапа-медитации зависит от выбранной мантры. Это может быть освобождение от иллюзий, единение со всем сущим, растворение личного Я, очищение сердца, духовный рост, самосовершенствование, бессмертие и т.д.

Вот значение некоторых мантр:
1. Oṁ asato mā śad gamaya
Tamaso mā jyotir gamaya
mṛtyor mā amṛtaṁ gamaya
Oṁ śānti śānti śāntiḥ
«Веди нас от ложного к Истинному,
от тьмы к Свету веди,
от смерти к Вечному,
ОМ Мир, Мир, Мир».

2. Om mahadevaya namah
ОМ! Я преклоняюсь перед Великим Господом Шивой

3. Om Bhur Bhuvah Svaha
Tat Savitur Varenyam
Bhargo Devasya Dheemahi
Dhiyo Yonah Prachodayaat
Мы медитируем на славу того Ишвары,
который создал Вселенную,
кто достоин почитания,
кто является вместилищем знания и света,
кто устраняет все грехи и невежество.
Пусть он освящает наши умы.

4. OM TARE TU TARE TURE SOHA (SVAHA)
ТАРЕ представляет спасение от земных опасностей и страданий. Направляющий Свет. TУТТАРЕ – индивидуальное освобождение от душевных страданий. Тара может оказать помощь и индивидуальную защиту от духовных опасностей жадности, ненависти и заблуждения: три фактора, которые вызывают у нас страдание. TУРЕ – помогает вернуться на путь бодхисаттвы. Помогает понять важность духовного движения и осознать, что путь к просветлению вовлекает нас в чувство сострадания к другим. СВАХА (СОХА) – “пусть будет так” (или может нести смысл благословения, преобразования, восторженной радости, славления).

Цигун

Медитация Малая космическая орбита
Задача в медиациях цигун – регулирование движения Ци (жизненной энергии), направление ее по энергетическим каналам. Управляющий канал проходит через позвоночник, направляясь от промежности к темечку и заканчивается на верхнем небе. Функциональный канал проходит от промежности по передней средней линии тела и заканчивается на кончике языка. Таким образом, эти 2 канала формируют энергетическую орбиту организма. Для того, чтобы замкнуть эти 2 канала и создать единую орбиту, необходимо прижать язык к верхнему небу перед зубами.
Некоторое время наблюдаем за дыханием, не пытаясь его контролировать. Вскоре оно замедляется и становится расслабленным. Мысли и эмоции при этом успокаиваются (тем быстрее, чем лучше удается сконцентрироваться на дыхании). Далее переводим внимание на центр живота, в котором визуализируем огненный шар с потоками энергии, направляющимися в пупок.
Когда удается увидеть или почувствовать шар, направляем энергию от него вниз – через половую систему, затем вверх по позвоночнику до макушки, и затем вниз через грудную клетку и живот. Таким образом, энергия проходит полный круг. На вдохе – поднимается по задней стороне тела, на выдохе – опускается по передней.

Результат: баланс энергии в теле, перераспределение избыточной энергии в те места в теле, которые в ней нуждаются; восстановление и оздоровление организма; освобождение от блоков и зажимов в теле; приведение в баланс мужской (Ян) и женской (Инь) энергий; научение чувствовать энергии в теле; изменение уровня сознания, расширение восприятия.

Медитация Дуньхуан — медитация очищения. Она особенно полезна и уместна, если есть ощущение, что нас переполняют чувства или что мы впитали энергию и негатив других людей.
Необходимо  сесть ровно и скрестить ноги в лодыжках. Спина прямая, локти разведены по сторонам, ладони находятся в 20 сантиметрах от туловища. Большой и указательный пальцы каждой руки формируют незамкнутый круг, который направляется в землю, а остальные пальцы – согнуты и отделены друг от друга (напоминая когти). Через образованный круг негативная энергия будет покидать тело, уходя в землю. Дышать нужно животом (через нижний энергетический центр – Даньтянь). Положение удерживается столько, сколько необходимо или сколько возможно.

Результат: освобождение физического тела от напряжения и энергетического – от всей ненужной энергии; освобождение от любого негатива.

Это лишь небольшой разбор некоторых видов статичной медитации, коих существует великое множество, из которого каждый может выбрать что-то для себя.

Источники:
Анапанасати сутта
Йога сутры Патанджали
Практика Дзен Сэкида Кацуки
Д. Дейвис «Цигун для женского здоровья и долголетия»

© Angelique Marie 

Поделиться с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *